Яндекс.Метрика
Назад к списку

Каторжный шансон


26 июня (ст.ст.) 1909 года в Нижнем Новгороде, в зале ”Коммерческого клуба”, состоялся концерт хора ”Московской оперы”, в котором принял участие российский композитор и дирижер Вильгельм Гартенвельд. Этот концерт вряд ли бы вызвал большой интерес у нижегородцев, если бы не его репертуар. Хор, в котором солировали оперное сопрано, тенор и бас, исполняли не отрывки из знаменитых опер, а … песни тюремных сидельцев и сибирских каторжников! 


Здесь следует подробнее остановиться на выше упомянутом Вильгельме Гартенвельде. Швед по происхождению, выпускник Лейпцигской консерватории, он осел в России, где написал оперу ”Песнь торжествующей любви” по мотивам произведений Ивана Сергеевича Тургенева, а также несколько романсов. 

В.Гартенвельд


Однако широкую известность в России Вильгельм Гартенвельд приобрел благодаря тому, что в первом десятилетии XX века он стал ярым пропагандистом так называемого ”каторжного фольклора”.Что послужило толчком к неподдельному интересу Вильгельма Гартенвельда, европейца по происхождению и образованию, к тому, что сегодня называется, ”блатной” песней, доподлинно неизвестно. Но, как бы то ни было, Гартендвельду удалось получить специальное разрешение у тогдашнего министра внутренних дел Петра Столыпина на посещение сибирских каторжных тюрем, где в 1906-1909 годах он записал много песен каторжан и бродяг. 

Вернувшись из Сибири, Гертенвельд издал в Санкт-Петербурге сборник ”Песни каторжан, бродяг и сибирских инородцев”, затем выпустил грампластинки, на которых были записаны 12 песен каторжников, исполненные профессиональными певцами. Следует отметить, что к каждой такой пластинке прилагалась брошюра, написанная самим Вильгельмом Гартенвельдом. 

Однако всего этого Гартенвельду показалось мало и он предложил ”Обществу славянской культуры” подготовить специальную концертную программу, целиком состоящую из каторжных песен. В результате, вместе с хором “Московской оперы” Вильгельм Гартенвельд стал гастролировать по губернским годам Российской империи. 

Интерес к этим концертам в тогдашнем российском обществе, ”беременном революцией”, был очень большим. “Каторжные песни” c удовольствием слушали рабочие и студенты, либеральная интеллигенция и мелкие буржуа. Даже маститые композиторы, искавшие новые музыкальные темы, не брезговали ходить на концерты, организованные Вильгельмом Гартенвельдом.Перед концертом в нижегородском ”Коммерческом клубе”, Вильгельм Гартенвельд выступил перед многочисленными слушателями с рассказом о своих поездках в Сибирь, после чего прозвучали 19 каторжных песен в исполнении оперных певцов. “Изюминкой” этого концерта было то, что каторжные песни исполнялись под аккомпанемент рояля, фортепиано, балалайки, гребней, бубнов и …кандалов! 

Успех концерта был несомненным: помимо бурных и продолжительных аплодисментов, после исполнения каждой песни певцов вызывали на ‘бис”!Остается добавить, что Вильгельм Гартенвельд гастролировал по России вплоть до октября 1917 года, после чего покинул российские пределы и вернулся на родину, в Стокгольм, где и скончался в начале октября 1927 года.