Яндекс.Метрика
Назад к списку

“Орел” на Волге


С 8 по 21 июня 1669 года в Нижнем Новгороде находился военный корабль “Орел” – первенец военного кораблестроения в России. 


Это двухпалубное судно построили по приказу царя Алексея Михайловича Романова в 1668 году в дворцовом селе Дединове, что на Оке, неподалеку от Рязани. Автором проекта корабля был голландский судостроитель полковник Корнелиус Ван-Буковен, под началом которого русские корабельные мастера Яков Полуектов и Степан Петров в короткие сроки создали первый русский военный корабль. 

 “Орел”, названный в честь государственного герба России, и предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Хвалынском (Каспийском) море, имел водоизмещение около 250 тонн, его длина составляла 24,5 метра, а ширина – 6,5 метров, при осадке в полтора метра. Команда “Орла” состояла из 58 человек: голландского капитана Бутлера, 22 матросов-иностранцев, набранных уполномоченными русского царя в Западной Европе, и 35 русских стрельцов. 

После спуска на воду ”Орел” отправился в Нижний Новгород. У нас в Нижнем корабль должен был полностью оснащен и вооружен. На корабле были размещены 22 пушки, а члены команды получили 40 мушкетов и 80 пистолей. Также в Нижнем Новгороде на “Орле” был установлен рангоут и такелаж, были изготовлены блоки и якорь. Повседневная служба экипажа “Орла” и его действия в бою регламентировались 34-мя “статьями артикульными”, явившимися прообразом первого морского устава российского флота. 

После всех приготовлений, на “Орле”, ставшем действительно военным кораблем, впервые в российской военно-морской истории, был поднят бело-сине-красный флаг, утвержденный царем Алексеем Михайловичем Романовым (отцом Петра Первого).Среди членов команды “Орла” был голландский парусный мастер Ян Янсен Стрейс, который вел путевые записки, в которых было уделено место и Нижнему Новгороду: “Нижний хорошо укреплен каменным валом и башнями, оружием и солдатами. За городом, на расстоянии получаса ходьбы, живет больше людей, чем в городе… В Нижнем большие канатные дворы, где изготовляют тяжелые канаты и другие веревки…” Кроме того, практичный голландец отметил, что “здесь можно дешево поесть и все легко достать, как-то: мясо, сало, рыбу, масло, сыр и прочее…За грош можно купить локоть полотна на морскую рубаху и за те же деньги столько рыбы, сколь не в состоянии съесть четыре человека...” 

22 июня 1669 года “Орел” покинул Нижний Новгород и направился вниз по Волге, в Астрахань, где ему предстояло охранять русские торговые суда на Каспии. Но судьба распорядилась иначе: когда “Орел” прибыл в Астрахань, город уже был захвачен восставшими казаками и крестьянами под предводительством Степана Разина. Повстанцы, опасавшиеся, что царь Алексей Михайлович может использовать военный корабль против них, сочли за лучшее загнать “Орел” в одну из глухих волжских проток, и тем он простоял много лет без движения, и в конце концов сгнил на плаву. 

Так грустно закончилась история первенца российского военного флота, к созданию которого имел отношение и наш город. В будущем Нижнему, а вернее Горькому, предстояло стать одним из ведущих центров отечественного военного кораблестроения.