Назад к списку

Горьковский март или мартовский Горький


Самым известным в мире нижегородцем, конечно, является Алексей Максимович Горький. Так получилось, что целый ряд важных событий в его жизни произошли именно в марте месяце.


 

 16 марта (ст.ст.) 1868 года, на Ковалихе, во флигеле усадьбы владельца кустарной красильной мастерской Василия Васильевича Каширина, ровно в полдень, в семье столяра-краснодеревщика и обойщика Максима Савватьевича Пешкова и дочери В.В. Каширина - Варвары Васильевны родился сын Алексей. 


Деда Каширина хорошо представляют себе все, кто прочел «Детство». А те, кто не прочел – сделайте это сейчас. Поверьте, книга совсем не для детей! Так вот, этот дед, начавший свою карьеру с бурлаков, под конец жизни трижды избирался гласным городской думы. То есть по-нашему депутатом законодательного собрания! 

Первые три года своей жизни Алеша Пешков прожил именно в этом флигеле, до тех пор, когда в 1871 году его семья не переехала в Астрахань, откуда, после смерти от холеры отца, ему вместе с матерью пришлось вновь вернуться в Нижний Новгород. Но в то время дела у деда-красильщика пошли плохо, и семье пришлось переехать в небольшой домик у Почтового съезда, который сейчас широко известен, как “Домик Каширина”. Именно этот домик большинство нижегородцев почему-то и знают как «дом, где родился Горький». 

Церковь святой Варвары, где был крещен Алеша Пешков, просуществовала до начала 30-х годов XX века.. В здании бывшей церкви сначала располагалась сапожная мастерская, а затем склад для хранения картофеля. Потом местные власти сочли за благо снести то, что осталось от бывшей церкви святой Варвары, мотивировав это тем, что здание находится в ветхом состоянии (знакомо, правда?). 

На месте снесенной церкви сначала был построен магазин-павильон “Цветы”, затем рюмочная, и, наконец, “Дом партийного просвещения”, в здании которого после августа 1991 года расположился концертный зал “Юпитер”. Теперь снесут и его, но церковь Варвары на этой «золотой» земле в центре города точно не восстановят. 

10 марта (ст.ст.) 1902 года в истории Нижнего Новгорода произошло знаменательное событие. Впервые нижегородец стал академиком. Это сейчас, когда в нашем городе работают сразу шесть институтов Российской Академии наук: Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт металлоорганической химии, Институт химии высокочистых веществ, Институт машиноведения и Институт социологии, звание “академик” стало привычным для нижегородцев. А в начале XX века, известие о том, что Алексей Максимович Горький, накануне своего 34-летия, был избран “Почетным академиком изящной словесности” Российской Академии наук, стало для нижегородцев неожиданностью. 

К тому времени академиками были уже Толстой, Чехов, Короленко. Но никто из них не был настоящим «человеком из народа», как Горький. А вот для царских властей, не без оснований считавших писателя личностью неблагонадежной и опасной для самодержавия, избрание Горького академиком стало неприятным сюрпризом. В результате, на руководство Академии наук оказали давление, и избрание Горького было признано недействительным, потому, что «писатель ранее находился под следствием по политическому обвинению”. Вышел громкий общественный скандал - сразу три действительных члена Академии наук в знак протеста против этого несправедливого, политического решения отказались от звания академиков. Это были литераторы - Владимир Галактионович Короленко и Антон Павлович Чехов, а также известный математик Андрей Андреевич Марков. 

Неизвестно, получал ли Алеша Пешков в детстве подарки на свой день рождения, но 16 марта (ст.ст.) 1903 года ему был преподнесен очень дорогой подарок. Тремя месяцами ранее – 18 декабря 1902 года, в Москве, на сцене самого известного и популярного в то время российского театра - Московского Художественного (МХАТа), впервые был поставлен спектакль по пьесе «На дне». Текст пьесы был издан как самостоятельное литературное произведение, причем гигантским для того времени тиражом - 75 тысяч экземпляров! Царские власти почти сразу же оценили всю идеологическую опасность этой пьесы, и поэтому цензурой были запрещены постановки “На дне” во всех российских театрах, кроме Московского Художественного. Однако известному российскому театральному деятелю Басманову, державшему в то время антрепризу в Нижнем Новгороде, удалось, используя обширные связи, добиться в Главном цензурном комитете разрешения на постановку пьесы “На дне” на сцене Нижегородского городского “Николаевского” театра (теперь театр драмы на Большой Покровской).


Чтобы нижегородская премьера “На дне” получилась удачной, Басманов сформировал из известных актеров московских театров труппу всего лишь на одну провинциальную постановку, а также полностью повторил декорации мхатовского спектакля на нижегородской сцене. 

Когда в Нижнем Новгороде стало известно о предстоящей постановке “На дне”, то местные театралы стали заранее приобретать билеты, причем, очередь к зданию театра выстраивалась затемно, за несколько часов до открытия кассы. И это несмотря на то, что цена билетов была “столичной”! 

 Успех этой постановки был так велик, что по многочисленным просьбам нижегородцев она была повторена еще дважды, причем, с аншлагом, а общий сбор от показанных спектаклей превысил три тысячи рублей, что по тем временам было весьма впечатляющим результатом. Остается добавить, что только на сцене Московского Художественного театра спектакль “На дне” был сыгран 1451 раз!