Назад к списку

Заголовок статьи


Праздник провода зимы и встречи весны очень древний, и в языческие времена назывался у славян Комоедица. После принятия христианства на Руси, власти и церковь долго и безуспешно боролись с празднованием Комоедицы. Но слишком уж велика радость северных жителей, переживших зиму, очень уж хочется поскорей дождаться весны. 


Православие заменило Камоедицу на празднование церковной "сырной" (или "мясопустной") седмицы, в последнюю неделю перед Великим постом. И в том же XVI веке "сырная" седмица получила в народе наименование "Масленица", так как в эту, неделю разрешается употребление в пищу молочных продуктов (сливочного масла) и рыбы. Поэтому, вплоть до реформы орфографии название этого праздника писалось МаслЯница. 

В Нижнем масленица всегда отмечалась шумно, как впрочем, и по всей России, и в то же время имела одну интересную особенность – у нас отмечали масленицу дважды! Сначала - как все, а во второй раз – правда, всего лишь один день, во второе воскресенье Великого поста! 

Согласно нижегородским преданиям, именно во второе воскресенье Великого поста в неизвестно какой древний год, поздно ночью в тогдашнем Канавино начался сильный пожар. Но на счастье жителей, испугавшаяся пожара коза как-то сумела запутаться в веревке пожарного колокола, и ззазвонил пожарный набат! Проснувшиеся канавинцы быстро потушили огонь.Вот так – гуси спасли Рим, а коза - Конавино. Козу по этому случаю горячо чествовали. Причем само это чествование это, да еще в строгий Великий пост, так понравилось канавинцам, что они стали отмечать его ежегодно как “Козью масленицу”! 

 “Козья масленица”, как и масленица классическая, начиналась в два часа дня, массовым катанием на тройках. Одновременно на базаре открывалась торговля закусками, сластями, напитками и детскими игрушками. Современники отмечали, что народные гуляния на канавинской “козьей масленице” были шире и веселее, чем в настоящую масленицу. Еще бы - все постились, а они гуляли. Когда наступали вечерние сумерки по всем улицам Канавино водили живую козу с рогами, украшенными разноцветными лентами. Духовенство пыталось бороться с нарушением Великого поста, увещевало канавинцев, обращалось с жалобами к высшей духовной и светской власти, но “Козья масленица” продолжала ежегодно праздноваться - вплоть до начала 30-х годов XX века. Еще в 1932 году Горьковский горсовет принял решение о предоставлении дополнительных ресурсов Канавинскому райпищеторгу для обеспечения работы продовольственных ларьков во время “Козьей масленицы”. И это в то время, когда празднование масленицы, как “наследия темного прошлого”, в Советском Союзе было запрещено! 

Вновь отмечать масленицу стали лишь в середине 50-х годов прошлого века. Правда, в то время это называлось “Проводы русской зимы”, и только в постсоветской России масленица была восстановлена в своих правах. А вот “Козья масленица” в Канавино так и не возродилась, что, конечно, жаль. 

Яндекс.Метрика