Яндекс.Метрика
Назад к списку

“Нижегородские кинематографы”


19 января 1908 года в нижегородской газете “Волгарь” была опубликована статья под заголовком “Нижегородские кинематографы”. По сути, это была первая, еще очень робкая попытка художественно-эстетического анализа репертуара трех кинотеатров в городе. 



Автор статьи отмечает, что несмотря на “небольшие, довольно невзрачные помещения синематографов, нижегородской, даже развитой публикой, учащимися и детьми они посещаются охотно. И это в то время, когда в театре идут серьезные пьесы с минимальными сборами!” 

В статье также предпринимается первая попытка классифицировать по жанрам киноленты. Это “фантазии,комические картины, картины игривого свойства, среди которых есть пошлые и отвратительные по своему цинизму; сногсшибательные мелодрамы”. 


В заключение звучит безрадостный вывод о том, что “серьезная, осмысленная общественная жизнь завяла, театр часто пустует, процветают балаганные синематографы”.Размышления корреспондента газеты “Волгарь” во многом совпадали с мнением одного из первых российских кинокритиков, опубликованным в петербургском ежемесячном иллюстрированном литературным и научно-популярным журнале с приложениями для самообразования “Вестник знания”. Там было сказано о том, что “к сожалению, кинематограф, предназначавшийся изобретателями главным образом для чисто научных и просветительских целей, в руках хищных предпринимателей превратился в средство легкой наживы. Чтобы сорвать с публики лишний грош, они подносят ей вместо порядочных картин, имеющих воспитательное значение, дикие сцены грабежа и насилия. В лучшем случае программа картин – безобидные забавные похождения, в худшем – грязные циничные сцены, от которых отворачивается всякий мало-мальски чистоплотный человек. Девяносто девять сотых кинематографических картин, выбрасываемых на рынок – состоят из грабежей, убийств, кровавых драм и пикантных сцен. К чести американцев, нужно заметить, что порнографический характер картин, столь частый в России, а во Франции даже преобладающий, в Америке совершенно недопустим. Там кинематограф – только разумное развлечение и средство для научно-воспитательных целей”.