Назад к списку

Новый старый праздник - День Народного Единства


С тех пор, как в 2005 г. в календаре появился выходной – 4 ноября, День народного единства, ясности в отношении нового праздника не прибавилось. Немногие россияне ясно и четко могут ответить на вопросы – что празднуем? как празднуем? почему именно сегодня?


Прекрасный праздник, еще до конца не оцененный нашими согражданами. Тем более, он имеет непосредственное отношение к Нижнему Новгороду. Если коротко, празднуем освобождение Москвы от польских интервентов силами народного ополчения под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 г. 

В тот день ополченцы совершили то, что многим уже казалось невозможным. Они не просто выбили из столицы засевший там вражеский гарнизон. Они создали условия для восстановления нормальной жизни и законной власти в стране, которая за годы Смутного времени практически уже перестала существовать как государство – держалась из последних сил. Мы не устаем рассказывать об этом на экскурсиях гостям нашего города, но и коренные нижегородцы на вопрос: «Знаете ли Вы, что такое Смутное время», честно отвечают: «Смутно представляем…» 

А при чем тут именно Нижний Новгород? 

Так ведь именно здесь Козьма Минин и собирал ополчение. Сам родом из Балахны, он еще ребенком с отцом переселился в Нижний, стал купцом – держал в городе мясную и рыбную лавку. И как ни странно, именно ему – не дворянину, не воину, пришла в голову мысль, что так дальше жить нельзя. 

Все действительно было так плохо? 

Вы даже не представляете, насколько. Смутное время не зря так назвали. После смерти Ивана Грозного верховная власть переходит из рук в руки с пугающей быстротой и едва ли не случайным образом. Одних только Лжедмитриев, выдавших себя за царского сына, было три штуки. И бояре успели порулить (слышали термин - «семибоярщина»?), и польскому королевичу Москва присягала… Как будто мало политического кризиса, прибавьте голод, а за ним и мор. Люди умирали прямо на улицах городов, зажав в руках деньги, на которые так и не смогли купить еды - ее не было. Добавьте сюда неизбежный разгул криминала. К тому же воинственные соседи, пользуясь ослаблением страны, норовят захватить кусок территории, а то и всю Россию целиком. Уверяю вас, лихие девяностые по сравнению со Смутой покажутся играми в песочнице. 

Так получается, что Минин – спаситель Отечества? 

Звучит патетично, но так оно и есть. Взять на себя такую ответственность, убедить тысячи горожан взяться за оружие, организовать финансирование ополчения – даже «мирная» часть сверхамбициозного проекта по спасению России впечатляет. У нас на экскурсиях часто бывают нижегородские управленцы и их гости. И эти бывалые люди говорят, что топ-менеджеру 21-го века есть чему получиться у неграмотного (в буквальном смысле слова, он не умел ни читать, ни писать) мясника Козьмы Минина. 

Ну, с финансированием-то у него не было проблем, нижегородцы сами жертвовали.

Это вы по картине Маковского судите. Там ему все, и правда, несут, кто что, добровольно и от души. Но подумайте сами – много бы вы пожертвовали даже на благое дело, когда в стране кризис, и самим скоро есть будет нечего? А Минин хотел от горожан «пятую деньгу», то есть пятую часть имущества (а от бояр и священнослужителей и треть). Есть свидетельства, что многие не торопились расставаться с нажитым непосильным трудом. Кое-кого и в долговые ямы сажали, пока родня не выкупит. Правда, сам Минин жертвовал щедрее всех.

Что это мы все про Минина, а как же Пожарский? Все-таки вместе работали… 

Это правда. Депутация во главе с Мининым пригласила Пожарского (оцените – мужик позвал князя!) возглавить ополчение, поскольку тот был профессиональным военным, полководцем. И, кроме того, был известен как человек честный, мужественный, верный слову, неспесивый – одним словом, рыцарь без страха и упрека. Так что не случайно на Красной площади в Москве и у нас рядом с Ивановской башней стоят памятники Минину и Пожарскому. Кстати, во время экскурсий, один из наших любимых вопросов гостям: «Скажите, кто из них Минин, а кто Пожарский?». Вы знаете? Минин стоит, протягивает Пожарскому меч, а князь, приподнимаясь с ложа (он еще не оправился от боевых ран), этот меч принимает. Минин как человек из народа одет в рубаху и штаны, а Пожарский как дворянин и герой – в античную тогу. При этом оба босиком и без шапок. Знали бы они, что их выставят в таком виде, может быть, и не стали бы спасать Отечество. В их время появиться в таком виде на публике мог разве что юродивый… Виновата мода на все античное, царившая в начале XIX века, когда Мартос изваял сей монумент. А вообще, учитывая, что ополчение отправилось на Москву зимой, в таком виде наши герои далеко бы не ушли. 

А что все-таки случилось в день 4 ноября?

Да ничего. Капитуляция польского гарнизона подписана 5 ноября по григорианскому стилю, окончательно сдались днем позже. Но Алексей Михайлович в середине XVII в. волевым решением назначил праздник в честь избавление Москвы от поляков на День Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября по современному календарю. В наши дни просто возродили этот праздник, тем более, люди все равно привыкли в начале ноября что-то отмечать – если не годовщину Октябрьской революции, так день единства… Не будем придираться к датам, важен символ. 

И в чем же он?

В том, что даже когда кажется, что все потеряно, люди могут спасти положение, если объединятся «всем миром». В этом, думаю, и смысл празднования дня Народного единства, невзирая на всю казенную риторику, которой его пытаются окружить. Может быть, в том и состоит задача современного экскурсовода – интересно, небанально, доходчиво объяснить, в чем состоят истинные уроки истории и насколько они применимы ко всей нашей стране и к каждому ее гражданину в отдельности. 

Яндекс.Метрика