Яндекс.Метрика
Назад к списку

Важнейшее из искусств…


В советское время нередко можно было услышать или прочитать слова, приписываемые В.И. Ленину о том, что “важнейшим из искусств для нас является кино”. Однако, по воспоминаниям А.В. Луначарского, полностью эта фраза, произнесенная в 1922 году, была следующей: ”Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк”. 


Как говорится, почувствуйте разницу. И, действительно, цирк в дореволюционной России, особенно во второй половине XIX – начале XX века, занимал едва ли не первое место в тогдашней российской массовой культуре, особенно среди городского населения. Первый стационарный цирк, причем цирк, национальный, в Нижнем Новгороде был открыт 28 июля 1883 года. Разместился он на территории нижегородской ярмарки. На Старосамокатной площади, было построено специальное деревянное здание c вывеской на фасаде “Большой русский цирк братьев Никитиных”. 


Трое братьев – Аким, Дмитрий и Петр Никитины, по праву считаются основателями русского национального цирка. Сыновья бродячего шарманщика из Саратова были людьми чрезвычайно деятельными, энергичными и предприимчивыми. Весной 1861 года братья создали свою первую цирковую группу, которая стала гастролировать по российским городам. И хотя первоначально, эта труппа и состояла всего лишь из самих братьев Никитиных, но уже вскоре они стали успешно конкурировать с иностранными циркачами. 

Начав с программы, в которой были лишь традиционные акробатические номера, кукольная комедия в духе балаганного Петрушки, выступление дрессированных собачек и пантомима, Никитины быстро и качественно расширили репертуар своего цирка. Сами братья и артисты их цирка, впервые в истории отечественного циркового искусства стали выполнять сложные номера на трапеции; совершали головокружительные прыжки из под купола цирка в небольшой бассейн с водой, на поверхности которой находился подожженный керосин; демонстрировали чудеса конной акробатики, рвали цепи и с одного удара пробивали кованным гвоздем, зажатым в кулике, толстенную доску. 

Зритель валом валил в цирк Никитиных, доходы братьев быстро росли, и в результате, они стали строить свои, уже стационарные, цирки в крупных российских городах.Газета “Нижегородская ярмарка” так описывала цирк Никитиных, открытый в нашем городе 28 июля 1883 года: “Постройка его и отделка, если принять во внимание краткость сезона, весьма недурны; цирк довольно обширен, места удобны. Что ж касается до исполнителей, то они для ярмарочного цирка не оставляют желать ничего лучшего…” Большой успех на нижегородской ярмарке подвигнул братьев Никитиных на строительство в Нижнем Новгороде уже каменного циркового здания. 

19 июля 1887 года на нижегородской ярмарке открылся первый в России каменный стационарный цирк, изумлявший своими размерами и поражавший внутренней отделкой. Везде богатая лепнина и позолота, купол расписан в русском стиле, колонны украшены медальонами с рельефными изображениями конных голов и масок клоунов. Нижегородские газеты особо подчеркивали, что впервые в России здание цирка освещалось “электрическими накаливающимися лампами и большими фонарями” силой в 1200 свечей. 

Никитинский цирк просуществовал в Нижнем Новгороде до 1925 года, когда цирковое здание сгорело при невыясненных обстоятельствах. В 1926 году ему на смену пришел новый, уже советский цирк, построенный неподалеку от Московского вокзала. Это здание было достаточно вместительным, но оно было деревянным. Каменный цирк в нашем городе вновь появился лишь в конце апреля 1964 года, и просуществовал 20 лет. Затем, на протяжении 23 лет, в силу целого ряда обстоятельств, Нижний Новгород был лишен современного стационарного цирка. И, наконец, 1 сентября 2007 года в нашем городе открылся не просто новый цирк, а самый крупный цирковой комплекс в Европе, рассчитанный на 2000 зрительских мест и оборудованный самой современной цирковой техникой! Так что, вероятно, Владимир Ильич был прав, и цирк действительно до сих пор важнейшее из искусств?