Яндекс.Метрика
Назад к списку

Ударим автопробегом по бездорожью…!


12 июля (ст.ст.) 1907 года, в семь часов вечера, нижегородцы встречали участников первого в истории трансконтинентального, сверхдальнего автопробега “Пекин-Париж”, в котором принимали участие автомобилисты Голландии, Италии и Франции.Инициатива этого автопробега принадлежала популярной французской газете “Матэн”. Согласно условиям автопробега, его участникам необходимо было преодолеть более 16 тысяч км, победителя ждала награда в 100 тысяч франков. 


Всего в редакцию французской газеты поступило 25 заявок на участие в супермарафонском автопробеге, однако всего лишь шесть кандидатов смогли внести регистрационный взнос в размере 2000 франков. Самым известным и титулованным среди них оказался итальянский князь Сципион Боргезе - меценат, коллекционер, дипломат и путешественник. 

Когда китайские власти узнали о том, что именно Пекин избран отправной точкой небывалого автопробега, то они сразу же заявили о своем несогласии с инициативой газеты “Матэн”. В то время Китай был очень закрытой страной, и поэтому по Поднебесной стали даже циркулировать слухи о том, что под прикрытием автопробега европейцы будут изучать маршрут для последующего моторизированного вторжения в Китай! И только благодаря дипломатам Голландии, Италии и Франции, проведшим целый ряд переговоров? договоренность с китайской стороной была достигнута. 

27 мая 1907 года, три французских, два итальянских и один голландский экипажа отправились из Пекина в Париж. Все автомобили, участвовавшие в этом пробеге, были собраны не на конвейере, которого еще не существовало в природе, а в различных автомастерских, напоминавших большие сараи. Самой мощной машиной, среди участвовавших в этом автопробеге, была итальянская “Италия” (28 л.с.), на которой отправился князь Сципион Боргезе вместе со своей супругой. Замыкал же автокавалькаду трехколесный французский автомобильчик марки “Конталь”, с мощностью двигателя всего в 6 л.с. 

На первом этапе пути по Китаю участники автопробега двигались по старым караванным путям, которые оказались сильно размытыми от частых дождей. До границы с Россией автопробег сопровождал китайский конный конвой, а на российской территории его сменили казаки.Опасаясь печально знаменитого русского бездорожья, участники автопробега приняли решение ехать прямо по путям Транссибирской железнодорожной магистрали. 

Узнав об этом, железнодорожное начальство распорядилось подсадить в головную машину принца Боргезе жандарма со специальным красным флагом в руках, чтобы семафорить при приближении встречного поезда. Но эта предосторожность не всегда срабатывала. На одном из перегонов в колонну автомобилей едва не врезался паровоз грузового поезда! Дабы избежать подобного впредь, руководство Транссиба официально включило автопробег в расписание следования поездов на перегонах. 

Однако из-за того, что двигаться на автомобиле по шпалам было занятием не из приятных, участники автопробега решили съехать с железнодорожной насыпи и продолжили путь уже по Сибирскому тракту.Хотя дорога до Нижнего Новгорода и пролегала по равнинным просторам, но приключений хватало и здесь. Главным препятствием для участников автопробега являлись многочисленные мосты через речки и речушки, находившимся в весьма ветхом состоянии. Дело доходило даже до того, что в ряде случаев приходилось разбирать автомобили, чтобы максимально облегчить их перед проездом через готовый вот-вот рухнуть мост, или то, что когда-то называлось мостом. 

Но иногда и такие экстраординарные меры не помогали: однажды настил моста подломился прямо под задними колесами автомобиля князя Боргезе, после чего машина рухнула вниз. К счастью, при падении автомобиль зацепился за выступающее бревно и повис на нем. Князь и его супруга упали в реку, отделавшись всего лишь ссадинами и ушибами. 

И вот, 12 июля 1807 года, спустя полтора месяца после старта в Пекине, автомобиль “Италия” под управлением князя Боргезе, прибыл в Нижний Новгород (остальные участники автопробега следовали с приличным отставанием). Выступая на ужине, устроенным “Нижегородской конторой товарищества Нобель” в честь участников автопробега, князь Боргезе особо подчеркнул, что на всем пути следования по просторам России, участники пробега встречали самый радушный прием от местного населения. 

Не пощадив самолюбия хозяев, Боргезе особо отметил, что дороги в России даже хуже, чем в Манчжурии, где дорог, в общепринятом смысле этого слова, вообще нет, и поэтому скорость движения автомобилей пробега в среднем не превышала 25-30 верст в день. 

Переночевав в Нижнем Новгороде, утром 13 июля князь Боргезе с супругой продолжили свой, взяв курс путь на Москву, куда они добрались лишь через две недели. Прибыв в Париж 27 августа 1907 года, князь стал победителем первого в истории трансконтинентального сверхдальнего автопробега “Пекин-Париж”, преодолев расчетное расстояние в 16 тысяч км. за 60 дней. Остальные участники этого автопробега добрались до французской столицы на 81-е сутки, спустя три недели после финиша Боргезе, а французский трехколесный автомобильчик и вовсе не появился в Париже, застряв в песках пустыни Гоби…