Яндекс.Метрика
Назад к списку

Сентябрьские испытания

16 сентября, я с внучкой гуляла по Нижне-Волжской набережной - любовались на продрогших рыбаков и на проплывавшие редкие грузовые суда. И вдруг со стороны борского берега, послышался ровный и сильный гул, который все нарастал. Это было небольшое суденышко, словно летевшее по речной глади – пассажирский катер на воздушной подушке с большим пропеллером на корме.



Безуспешно пытаясь объяснить пятилетнему ребенку, как эта штука работает и почему так завывает, я вспомнила, что уже где-то читала о том, что жители Нижнего Новгорода познакомились с судном, движимым при помощи мотора с пропеллером еще в начале ХХ века. 

Вернувшись домой и основательно покопавшись в своей краеведческой библиотеке, я наконец-то нашла, что искала. Это была выписка из газеты “Нижегородский листок” за сентябрь 1908 года. Представляете, как велико было мое удивление, когда я увидела дату - ровно 105 лет назад: 16 сентября 1908 года! 

 Именно в тот день, в Нижнем Новгороде, на Оке, напротив Благовещенского монастыря, возле пристани городского яхт-клуба, в присутствии нижегородского вице-губернатора Бирюкова, местным пароходчиком-миллионером Алексеем Михайловичем Каменским (чей особняк на Верхне-Волжской набережной городские власти только что продали) было проведено испытание первого в городе “гидроплана”. Был он иностранного производства, и взяли его на пробу у владельца известной московской велосипедной фабрики ”Дукс”. 

 Гидропланом в то время называлась лодка на корме которой был установлен бензиновый мотор с воздушным винтом. Позже лодка с воздушным винтом стала называться “аэроглиссером”. Проведенные испытания показали, что “гидроплан” по ветру двигался со скоростью 10 верст в час (10,7 км в час), и 7 верст в час (7,5 км в час) – против ветра. Причем, Оку, в черте Нижнего Новгорода, лодка с воздушным винтом пересекла всего за восемь минут, что для тогдашних речных пассажирских плавсредств более чем быстро! Так начинались суда на воздушной подушке. 

 А еще за сто лет до этого 27 сентября 1804 года (обратите внимание: опять сентябрь месяц!), на Волге, в черте Нижнего Новгорода, состоялось официальное испытание ”водохода” – речного грузового судна, приводимого в движение течением реки. Автором изобретения был выдающийся русский механик и наш земляк Иван Петрович Кулибин.Принцип действия “водохода” был следующим: якорь на лодке завозился вверх по течению и сбрасывали. Течение приводило в движение установленные на судне специальные водяные колеса, наподобие тех, что использовались на водяных мельницах. Эти колёса вращали ось, зубчатой передачи соединенную с другой осью. На второй оси был установлен барабан, на который и наматывался якорный канат. Таким образом, судно само себя подтягивало по канату вверх по течению. Пока судно подтягивалось к одному якорю, вверх по течению успевали завозить другой, и процесс повторялся.Во время испытаний на “водоходе” присутствовали губернатор Руновский (председатель правительственной комиссии по испытанию “водохода”), губернский прокурор, местная знать, главные городские чиновники и самые именитые нижегородские купцы.Оцените разницу – бурлаками это судно вверх по течению тащить, или лодочкой якорь возить:Судно с грузом песка в 8500 пудов (139 тонн) преодолело за час 409 саженей (872 метра). 

После испытаний Кулибин направил царю Александру I прошение на строительство водоходов. Водоход мог, по его расчётам, проходить до двадцати вёрст в сутки, тогда как бурлаки проходили за рабочий день (16 часов), от 10 до 16 верст. Но ответа Кулибин так не дождался, и поэтому передал водоход и сопроводительную техническую документацию на хранение нижегородской городской думе под расписку. А в результате, в 1808 году уникальное судно было продано с торгов на …дрова. Вот вам русские инноваторы!Обратите внимание, как трудно прогнозировать судьбу изобретений. Казалось бы, абсолютно практичный, сиюминутную выгоду сулящий водоход оказывается невостребованным, хотя никто еще не подозревает, что па пороге век паровых двигателей. А техническая игрушка миллионеров дает начало целому направлению в судостроении. 

Может быть стоит согласиться с тем, что попытка оценить перспективность того или иного изобретения и соответственно обеспечить разработку достойным государственным финансированием чаще всего обречена на неудачу? Просто так устроена жизнь.