Яндекс.Метрика
Назад к списку

Самый нижегородский художник Маковский

25 сентября (ст.ст.) 1908 года, группа воспитанников Нижегородского кадетского корпуса имени графа Аракчеева посетила здание Городской Думы Нижнего Новгорода, где в Гербовом зале взорам кадетов предстало самое большое живописное полотно на тему национальной истории - знаменитая картина “Воззвание Минина” кисти известного русского художника Константина Егоровича Маковского.


 

 Здесь надо отметить, что прежде чем оказаться в городской думе, эта огромная картина (42 кв. метра) обзавелась собственной историей, которая весьма примечательна. 

Начнем с самого автора - Константина Егоровича Маковского. Вся его продолжительная профессиональная жизнь напрочь разрушает расхожий стереотип о том, что, если художник талантлив, то он обязательно должен быть беден, прозябать в нищете, вплоть до его кончины, вызванной, как правило, пьянством или на худой конец, тяжелой болезнью. Только тогда его работы получают заслуженное признание и начинают продаваться на мировых аукционах за миллионы долларов. Константин Маковский был самым модным художником своего времени, и, как следствие, самым богатым. Как вспоминал сам Маковский «… Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью.»Среди многочисленных богатых поклонников его таланта были и члены царской фамилии, и когда от бомбы народовольцев погиб император Александр II, то именно Маковский был приглашен в Зимний дворец, где он всего за два часа написал картину, запечатлевшую монарха на смертном ложе. Маковский был первым и последним из русских художников, кому был пожалован чин действительного статского советника, что согласно “Табелю о рангах” соответствовало званию генерал-майора, или контр-адмирала, или камергера Его Императорского Величества. Благодаря полученному чину Маковский стал потомственным дворянином, и к нему следовало обращаться, не иначе как “Ваше превосходительство”. 

И при всем этом, у Константина Маковского, оказывается, была заветная мечта: как вспоминают современники, он очень часто сумрачно признавался “Все некогда! Но знаете, меня давно ждет Минин!”Когда картина была наконец написана, Маковский показал свое творение в Петербурге и Москве, а затем и за рубежом, о чем восторженно писала парижская пресса. Многие иностранные коллекционеры приценивались к его работе. Однако сам художник решил оставить ее на родине. 

 Можно встретить утверждение, что живописец подарил свою грандиозную картину Нижнему Новгороду, но это неправда – успешные и богатые так, обычно не поступают. Маковской вступил в переговоры с дирекцией петербургского Музея Александра III, но музей купить картину отказался, тогда художник вступает в переписку с Министерством двора Его Императорского Величества о возможности приобретения картины “Минин” с последующим преподнесением полотна в дар Нижнему Новгороду. В итоге, Министерство двора приобретает картину, причем сумма официально не оглашалась. 2 февраля 1908 года картина подарена Нижнему Новгороду, а в роли дарителя выступил сам император Николай II, который пожаловал городу картину «в знак заслуг нижегородцев перед Отечеством». 

Спустя два месяца император принял в своей резиденции в Царском Селе депутацию (слово ”делегация” тогда еще не употребляли) нижегородцев в количестве пяти человек, прибывших, как писали газеты, “для выражения от всего населения Нижнего Новгорода чувств верноподданнической любви и неизменной преданности Государю, Его Наследнику и всему Царствующему Дому”. Возглавлял депутацию нижегородский городской голова Александр Меморский, членами депутации были почетные граждане Нижнего Новгорода – статский советник Яков Башкиров и мануфактур-советник Николай Бугров, а также депутаты Государственной Думы – действительный статский советник Александр Баулин и Александр Савельев. Вскоре после высочайшей аудиенции картина ”Минин” была доставлена в Нижний Новгород и установлена в Гербовом зале Городской Думы, где ее могли видеть лишь гласные (депутаты) Думы и сотрудника ее аппарата. 25 сентября 1908 года, воспитанники Нижегородского кадетского корпуса стали первыми из простых нижегородцев, увидевших полотно. В связи с этим, газета ”Нижегородский листок” заметила, что “Следовало бы… открыть зал Думы для обозрения картины для публики, хотя бы один определенный день в неделю”. Но только в 1972 году картина Константина Маковского была выставлена на всеобщее обозрение в специально построенном для нее зале в Горьковском художественном музее, где она находится и по сию пору... 

 Итак, о картине. Полное название картины “Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям”. Маковский в 1891 и в 1893 годах приезжал в наш город собирать материал и работать с документами. Здесь он познакомился с фотографом Андреем Осиповичем Карелиным, который коллекционировал предметы старины. Любопытно, что после кончины Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (!) часов были распроданы 1100 предметов старины, собранных живописцем со знанием дела, начиная со времени его работы над картиной. Всего этот аукцион принес наследникам Маковского 289 тысяч рублей! 

Картину Маковскому пришлось писать во… Франции, в парижском предместье Сен-Жермен. В России не нашлось художественной мастерской, где могло бы разместиться такое огромное полотно, и художник приобрел мастерскую, которая принадлежала известному русскому художнику-баталисту Василию Верещагину. Средства позволяли. Эта мастерская была не только одной из самых больших в Европе, но и оснащена она была по последнему слову тогдашней художественной техники. Она состояла из двух помещений: огромной студии и мастерской на открытом воздухе, размещавшейся в саду. В центре открытой мастерской находился круглый деревянный помост 10-ти метров в диаметре. По этому помосту были проложен рельсы, по которым могла передвигаться специальная, довольно большая, кабина, имевшая три стены, защищающая от лучей солнца и ветра, в которой и размещался художник со своим холстом. Из кабины художник писал натурщиков, находившихся в нужных ему позах в центре сада. Такая техническая новинка позволяла Маковскому работать, невзирая на изменения в природном освещении - кабина двигалась по ходу солнца. Интересно, пишут ли сейчас такие большие полотна, и как это выглядит технически? 

Начав работу над картиной, Маковский сразу же столкнулся с неожиданной проблемой. По его замыслу на огромном холсте должны были быть изображены более сотни персонажей. Но лица французских натурщиков никак не годились для образов нижегородцев начала XVII века. И Маковский, не долго думая, повторил на картине лица с многочисленных портретов которые были им написаны прежде. Причем одно и то же характерное мужское лицо с одинаковым поворотом головы Маковский повторил трижды! Среди многочисленных персонажей изображен и один нижегородец – купец Брызгалов. Его художник запечатлел в образе подьячего, составляющего опись пожертвованных ценностей. 

Возникла и еще одна проблема. Действие картины Маковского происходит одновременно в трех планах. На переднем - Торговая площадь Нижнего базара (ныне Площадь Народного единства), на втором плане - крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, двигавшийся от паперти церкви Иоанна Предтечи, и, наконец, на третьем плане Ивановская башня нижегородского кремля, у подножья которой находятся толпы народа. Маковский никак не мог добиться впечатления глубины изображения, иллюзии единого пространства. Выход подсказал известный баталист Франц Рубо, который посоветовал ввести в изображение утреннюю дымку, которая, заполнив пространственные паузы между фигурами и предметами, соединила бы все три плана картины. 

Впервые картина была представлена 57-летним художником широкой публике в 1896 году, в Нижнем Новгороде, где проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Для демонстрации огромного полотна, впервые в истории отечественной живописи, был возведен специальный павильон причем, Маковский лично руководил установкой холста. 

Кто послужил моделью для Минина неизвестно. Прижизненных портретов героя не сохранилось. Как правило, художники и скульпторы отталкивались от прозвища Минина Сухорукий - "Нижегородец имяше торговлю мясную Козма Минин, рекомый Сухорук". Обычно такое прозвище получал человек, плохо владеющий или совсем не владеющий рукой. Но это прозвище могло указывать на состояние здоровья не самого Козьмы, а на особенности внешности родоначальника Сухоруких. Такие прозвища, содержащие указание на определенные особенности внешности (например, Сухоног, Кривошей и т.д.), были широко распространены во всех слоях населения и позже превратились в фамилии. А «Минин» - это, практически, отчество «Кузьма Минин» = «Кузьма сын Мины». О Минине, как личности, к сожалению, известно мало, и его сухорукость, к чести Маковского, на картине никак не отражена. Обе руки вполне живые. Обе руки в порядке у Минина и на памятнике Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса (Церетелиевская копия сегодня в Нижнем Новгороде). 

Одной рукой Минин вцепился прямо в меч князя Пожарского, а второй (правой) героически призывает на бой. Явно не в порядке была левая рука у старого памятника Минину, поставленного в 1943 году по приказу Сталина. 


Зато правая призывающая рука была просто огромной, что придавало памятнику особое обаяние. Кстати, прототипом послужила именно фигура Минина с картины Маковского.А нынешний памятник Минину в Нижнем установили на площади Минина и Пожарского лет двадцать назад. Этот Минин в богатом кафтане в народе получил прозвище Садко. 


И опять - здоровые руки, но в отличие от Мининых-предшественников он призывает левой рукой. Ну, это простительно – медицина в XX веке сделала большой шаг вперед.