Яндекс.Метрика
Назад к списку

Мост Августина Бетанкура


22 июля 1817 года в Нижнем Новгороде произошло чрезвычайное событие: открылось движение по наплавному мосту через Оку, связавшего нагорную часть города с заречной частью. 


Это была вторая в истории Нижнего речная переправа в черте города – первая, существовавшая в начале XVIII века, представляла собой примитивный плавучий настил. Это сооружение просуществовало до 1715 года, когда Петр I, стремившийся приучить своих подданных к передвижению по воде с помощью шлюпок, весел и парусов, запретил “перегораживать” мостами все большие реки Европейской России в границах городов. В результате, по распоряжению нижегородского губернатора Измайлова, плавучий настил через Оку был сожжен. И, хотя, после кончины Петра I, царский запрет перестал действовать, плавучая переправа через Оку в Нижнем Новгороде так и не была восстановлена. 

В течение целого века ежегодно, с весеннего разлива до осеннего ледостава, нижегородцы переправлялись в заречное Кунавино и обратно на лодках паромах и самодельных плотах. Но, как говорится, “не было счастья, да несчастье помогло”. В 1816 году сгорела знаменитая Макарьевская ярмарка, которую решено было не восстанавливать, а перенести “всероссийское торжище” в Нижний Новгород. Строительство ярмарки было поручено знаменитому испанскому ученому, архитектору, инженеру и строителю на русской службе Августину Бетанкуру, по проекту которого, всего за пять лет, на пологом мысу у слияния Оки с Волгой, был возведен огромный комплекс ярмарочных зданий. 

Однако первое, с чего начал Бетанкур, было сооружение наплавного моста через Оку. Дело в том, что в то время численность населения Нижнего Новгорода не превышала 18 тысяч человек, а приезжих на новую, теперь уже нижегородскую ярмарку, ожидалось не менее 150 тысяч человек. Было ясно, что с помощью лишь паромов и лодок нельзя будет обеспечить переправу такой массы людей через Оку из Нижнего Новгорода на ярмарку и обратно. Конструкция наплавного моста Бетанкура, открытие которого состоялось 22 июля 1817 года, была следующей: 17 деревянных плоскодонных барж-плашкоутов, стоявших на якорях, были соединены между собой так, что между ними были 10-метровые пролеты для прохода небольших суденышек и лодок. Поверх этих плашкоутов был укреплен деревянный настил, длина которого составляла 500 метров, при ширине проезжей части 17 метров и ширине тротуаров – 2 метра. В то время это был самый большой наплавной мост в России. 

Естественно, плашкоутный мост Бетанкура мог эксплуатироваться лишь после завершения весеннего разлива Оки и до зимнего ледостава. В преддверии зимы мост разбирался и по частям транспортировался в затон Василевой слободы (ныне – г.Чкаловск), что на 70 км выше Нижнего по Волге. С появлением крупных пассажирских пароходов плашкоутный мост в ночное время необходимо было разводить, на что уходило до 45 минут в тихую погоду, а наводился мост заново от часа до полутора часов. В результате на пропуск судов в ночное оставалось всего чуть более двух часов, так уже в 6 часов утра мост должен был открыт для движения. Обслуживала мост специальная команда в 40 человек, в числе которых были и пожарные, которые постоянно наблюдали за тем, чтобы на мосту никто не курил. 

В конце XIX века по плашкоутному мосту пустили трамвай, который, был первым трамваем в России. Затем по этому мосту стали ездить автомобили. За проход и проезд через мост была установлена плата: по две копейки с пешехода, 25 копеек – с порожней одноконной повозки, по одной копейке – с каждого пуда груза. 

Плашкоутный мост служил нижегородцам верой и правдой целых 116 лет, вплоть до 1 мая 1933 года, когда рядом с деревянным мостом-ветераном был открыт первый в нашем городе металлический мост через Оку, носивший в то время имя председателя Горьковского крайисполкома Николая Пахомова. Когда же товарищ Пахомов в 1938 году был расстрелян как “враг народа”, мост назвали Окским, а когда был построен Молитовский мост, то первый в нашем городе металлический мост стали называть Канавинским. 

Но идея наплавного моcта не умерла. Оригинальная работа ЦКБ - наплавной мост через Волгу удостоена "Премии Нижнего Новгорода за 1995 год" Наплавной автомобильный мост обеспечивает за час пропуск 5 тысяч автомобилей единичной массой до 80 тонн при скорости движения 20 км/ч. Мост шириной 9 метров и длиной 400 метров построен на базе 7 бункерных барж – по сути тех же плашкоутов. Мост может быть разведен для пропуска судов всего за 20-25 минут.