Назад к списку

Автомобиль не роскошь…

8 сентября (ст.ст.)1907 года в газете “Нижегородский листок” была опубликована зарисовка “Старое и новое”, посвященная тогдашней технической новинке – автомобилю. 


При этом автор зарисовки не скупился на высокопарные характеристики - «автомобиль - это не что иное, как сконцентрированная сила, победоносно раздвигающая толпу», а также «высококультурная человеческая мысль, воплощенная в форме механического экипажа». А описывая бытовую сценку, автор поднялся до прямо таки философских обобщений. Увидев, как некий здоровенный мужик, остановившись на обочине проселочной дороги, сумрачно посмотрел вслед промчавшемуся мимо автомобилю, автор увидел в нем ”живой символ бессилия, типичный продукт замершей духовной силы”. ”В лице этого мужика стояла Русь прошлого, которая еще не ушла… И до слез было больно и обидно за нее… А новая сила победоносно мчалась вперед…” 

 Такого кошмара, как многокилометровые пробки тогда просто невозможно было представить. Будущее человека в автомобиле рисовалось в самых радужных красках и в начале ХХ века автомобили, пусть пока еще и немногочисленные, и технически несовершенные, все активнее становились неотъемлимой частью общественной жизни России. 

 А у нас? В Нижнем Новгороде, в летнее время, специально для горожан, было организовано регулярное автомобильное сообщение на шестиместных “Фордах” от Крестовоздвиженской площади (ныне пл. Лядова) до дачной местности Мыза. Нижегородцы - владельцы легковых автомобилей, провели первые в истории города скоростные автогонки на Арзамасском тракте, неподалеку от казарм Тобольского пехотного полка. Наконец, на Большой Покровке, рядом с городским Николаевским театром (ныне Нижегородский академический театр драмы им. Горького) даже был открыт первый в Нижнем Новгороде пункт по прокату автомобилей. 

Казалось автомобильный бум на пороге, но помешала начавшаяся 1 августа 1914 года Первая мировая война. Уже первые месяцы войны показали, что русской армии крайне не хватает легковых и грузовых автомобилей. А так как в России их в то время практически не производили, царское правительство было вынуждено пойти на такую экстраординарную меру, как реквизицию всего частного автотранспорта. В Нижнем Новгороде эта процедура проходила так: 19 октября 1914 года, по распоряжению местных властей, в центре города, на Благовещенской площади (ныне пл. Минина и Пожарского) были собраны все частные легковые и грузовые автомобили. Те из них, которые были не на ходу, доставлялись на площадь с помощью лошадей. Также были изъяты все автомашины из специализированных магазинов, и находившиеся в банках в качестве залога. Всем владельцам реквизируемых автомобилей выдавалась соответствующая справка, служившая документом на право получения реквизированного авто обратно после окончания войны. 

Представляете, что бы было, если бы сейчас попытались собрать все нижегородские автомобили на площади Минина? Я думаю, это был бы столб высотой до облаков.Не забывайте, что вождение автомобиля было тогда редким умением, поэтому водители, служившие у частных лиц, здесь же на площади, были мобилизованы в действующую армию. В результате, количество автомобилей на улицах Нижнего Новгорода резко сократилось.Ну а после октября 1917 года автомобиль, как частная собственность, в Советской России вообще перестал существовать. Своего советского автостроения в стране еще не было, а иностранные автомобили перестали поступать. 

В итоге, во второй половине 20-х годов, автомобиль стал редкостью. Так, например, когда летом 1928 года транспортный отдел Нижегородского горсовета озаботился состоянием городского автохозяйства, выяснилось, что в течение одного из рабочих дней, с 6 утра до 6 вечера, по Зеленскому съезду проехал всего лишь один легковой автомобиль – это был до предела изношенный, старенький “Рено”, принадлежавший гаражу губернского совнархоза.

 

Автомобиль как личная собственность появился в стране только в начале 50-х годов и это были машины только отечественного производства. Даже накопив деньги, человек не мог сразу купить машину - приходилось несколько лет стоять в очереди, а у нас городе был только один специализированный магазин «Автомобилист» на Сормовском повороте. Личные автомобили неохотно заправляли на автозаправках и «автолюбители», как их тогда называли, зачастую были вынуждены покупать ворованный бензин у водителей государственных авто. Не было гаражей и чехлы от солнца, дождя и снега шили сами. Проблемой были ремонт и запчасти, машины приходилось ремонтировать самим. Зимой частники практически не ездили – машина покупалась на всю жизнь и ее берегли.Зато никаких проблем с парковкой!