Яндекс.Метрика
Назад к списку

"Заговорил!..."


6 и 11 ноября 1931 года, в Нижнем Новгороде произошли два события, имевших отношение к отечественному и нижегородскому кино. Произошли они в одном и том же месте – в тогдашнем центральном городском кинотеатре ”Палас”, на Свердловской улице (кинотеатр ”Орленок” на ул. Большая Покровская). 


6 ноября 1931 года, накануне XIV-й годовщины Октября, в ”Паласе” состоялся первый в истории нашего города сеанс звукового кино, которое в то время было принято именовать “озвученным кино”. За четыре года до этого в 1927 году, в Нью-Йорке, в кинотеатре на Таймс-сквер, компания “Уорнер Бразерс” представила на суд публики первый полнометражный звуковой фильм – сентиментальную музыкальную комедию “Певец джаза”, имевшую оглушительный успех. В нашей стране голос с экрана кинотеатра впервые прозвучал 5 октября 1929 года. Тогда в Ленинграде, на Невском проспекте, открылся первый в Советском Союзе, в то время еще экспериментальный, звуковой кинотеатр. 

И вот, спустя всего лишь два года - 6 ноября 1931 года, “великий немой” заговорил и в Нижнем Новгороде. В тот день в “Паласе” был показан один из первых советских звуковых киножурналов Союзкино - “13 дней. Процесс Промпартии”.О чем это? О большом судебном процессе, состоявшемся в Москве, в ноябре – декабре 1930 года. На скамье подсудимых тогда оказались восемь видных отечественных специалистов в области техники и планирования, еще дореволюционной выучки, которые обвинялись во вредительстве и в создании политической организации - ”Промпартии”, члены которой планировали свержение советской власти. Из восьми обвиняемых пятеро были приговорены к расстрелу, остальные - к длительным срокам лишения свободы.Вот почему, администрация кинотеатра ”Палас”, уловив, выражаясь современным языком, тренд политического момента, перед первым показом документальной звуковой ленты, устроила для зрителей небольшую политинформацию, в ходе которой перед собравшимися был изложен курс Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) по отношению к технической интеллигенции. 

Главная нижегородская краевая газета той поры - ”Нижегородская коммуна” так отозвалась на демонстрацию картины: ” В кино ”Палас” ”великий немой” сдает свои позиции новому достижению техники… Необычайного от этой перемены ничего не случилось. Все, как прежде, обычно. Только надписи на экране и тягучие вальсы оркестра сменились четким разговором живых людей. Надо сказать, что, несмотря на спешку с установкой оборудования, несмотря на некоторые заминки в результате этой спешки – техническая передача картины ”Процесс Промпартии” выполняется хорошо. За небольшими исключениями, речь передается четко, ясно, точно сопровождает движение мускулов рта ”. 

Как видно из приведенного отрывка, сугубо техническое восприятие звукового кино преобладает, художественная же его составляющая пока не воспринята.Общий вывод автора публикации в ”Нижегородской коммуне” относительно премьеры звукового кино в Нижнем Новгороде был таков: ”Итак, звуковое кино в Нижнем Новгороде работает. Нужно одно – быстро устранить все ”мелочи” и заминки ”периода наладов”, уложить сеансы в строго установленное время и обеспечить посещение кино ”Палас” организованным зрителем ”.

Уже через неделю-другую, стало ясно, что специльно обеспечивать посещение первого в Нижнем Новгороде звукового кинотеатра организованным зрителем, нет никакой необходимости. Зритель сам, шел, что называется, валом. В ноябре 1931 года в ”Паласе” с большим успехом демонстрировалось уже сразу несколько звуковых картин: первый советский художественный звуковой фильм “Путевка в жизнь”, заграничный музыкальный фильм ”Чемпионы плавания”, а также приключенческий фильм ”Механическая графиня” и документальная лента ”Красный спорт”. Так в нашем городе началась эра звукового кино… 

Второе событие, имевшее отношение уже сугубо к нижегородскому кино, произошло в ”Паласе” пятью днями позже. 11 ноября 1931 года перед началом звукового киносеанса зрителям была показана небольшая хроникальная лента, запечатлевшая октябрьскую демонстрацию трудящихся в Нижнем Новгороде 7 ноября, а также завершение строительства автозавода, пуск турбин на Нижегородской ГРЭС, выезд сразу десяти паровозов из железнодорожного депо станции Нижний Новгород, строительство социалистического города Дзержинска на месте деревни Растяпино. Для кинозрителей-нижегородцев эта незатейливая хроникальная лента была интересна и ценна тем, что на ней впервые были запечатлены почти сиюминутные события из повседневной жизни их родного города и создали этот фильм свои, местные кинохроникеры из нижегородского отделения Союзкино, которое было создано всего лишь в октябре 1931 года! 

Нижегородская, а затем горьковская студия документального кино, просуществовала десять лет, ежемесячно выпуская на экраны горьковских кинотеатров по два киножурнала. Эта студия прекратила свою деятельность лишь в связи с началом Великой Отечественной войны. Можно себе представить, сколько самых разных киносюжетов за это время было снято, сколько наших земляков было запечатлено в этих киножурналах! Неизвестно, сохранились ли они, и если да, то где, эти хроникальные ленты, но очень хочется, чтобы они нашлись, и тогда можно было бы увидеть наш город, каким он был в 1930-х годах!