Назад к списку

“Шел трамвай…”


8 мая (ст.ст.) 1896 года в Нижнем Новгороде был пущен первый трамвай. 


Говорили о его необходимости уже давно, но реальные шаги были сделаны лишь при подготовке Всероссийской промышленной и художественной выставки в 1896 году. Трамвайная линия фирмы “Сименс и Гальске” (тот самый Сименс, который теперь делает телефоны) от главного входа на Всероссийскую выставку (ныне – парк 1 Мая), мимо Московского вокзала и Нижегородской ярмарки, по плашкоутному мосту через Оку летом или по речному льду зимой, до Похвалинского съезда имела чуть больше 4-х километров в дину. Линия обслуживалась 20 вагонами, двигавшимися со скоростью 25 верст в час.

В зимнее время трамвай ходил с 8 часов утра до 8 часов вечера, а в летнее – с 7 часов утра до 10 часов вечера. Правда, накануне таких больших церковных праздников, как Рождество и Пасха, трамвайное движение заканчивалось в 6 часов вечера, а в сами праздничные дни трамвай начинал работу лишь в 11 часов утра. А во время работы ярмарки – с 15 июля по 25 августа, трамвай ходил до окончания представлений в ярмарочном театре – то есть до 1 часа ночи. 

Официально трамвай назывался «Электрическая железная дорога». В трамвае был запрещен проезд пьяным, больным, требующим посторонней помощи, а также трубочистам, малярам, торговцам селедкой, арестантам, нищим-попрошайкам и пассажирам с животными. 

Трамвайных “зайцев” в ту пору не штрафовали - их попросту высаживали из вагона. Если пассажиров в вагоне оказывалось больше положенного, то кондуктор должен был вывесить на вагон специальный красный флаг, а на остановках производить только высадку пассажиров. 

Правом льготного проезда на трамвае в Нижнем Новгороде пользовались воспитанники и учащиеся нижегородских гимназий и школ, одетые в форму своего учебного заведения – бесплатный проезд во втором классе вагона, и за 3 копейки в первом. Дети в возрасте до пяти лет провозились бесплатно. Но воспитанники Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса (в Кремле) принципиально отказались от права льготного проезда в трамвае. Также право льготного проезда распространялось на полицейских и почтово-телеграфных служащих, но при условии, что в вагоне их будет по одному человеку. Правда, в исключительных случаях (стихийные бедствия, общественные беспорядки), полицейские могли ехать бесплатно в трамваях и в большем количестве, при условии, что они не будут стеснять проезд другим пассажирам.

Особенностью нижегородского трамвая было то, что во всех вагонах, на стенах, находились так называемы “кружки для жалоб”, где пассажиры могли оставить свои письменные замечания и предложения по улучшению работы трамвайщиков. Правда эти кружки красились в один цвет со стенами вагонов, чтобы они были менее заметными, и зачастую на них отсутствовали карандаши и блокноты. Но несмотря на хитрости трамвайного начальства, жалобы и предложения писались регулярно. На основании этих жалоб и предложений, можно составить социальный портрет пассажиров нижегородского трамвая. Среди недовольных были дворяне, городовые, предприниматели, лавочники, банкиры, почтальоны, мещане, учителя, студенты, священники, крестьяне, солдаты. Нижегородский трамвай стал общественным пространством, где практически одновременно могли присутствовать представители практически всех социальных слоев города конца XIX - начала XX века. Трамвай вскоре стал героем городского фольклора. “Не толкайтесь – не в трамвае!”, или ”Не трамвай – объедет!”, и даже игривое ”Я не такая – я жду трамвая!”. Появилась и новая разновидность грубых, развязных людей – «трамвайный хам». Трамвай вошел и в научно-технический жаргон - если точность измерений была не слишком высокой, инженеры говорили: “Плюс-минус трамвайная остановка”. 

Нижний в начале XX века был единственным городом в Российской империи, где наряду с трамваем на электрической тяге, работала и так называемая “конка”- то есть трамвайный вагон, который тащили по рельсам пара лошадей. Называлась конка “конно-железной дорогой”. Ее маршрут пролегал от Благовещенской площади (ныне – пл. Минина и Пожарского), где находилась кольцо трамвая, по Тихоновской улице (ныне – ул. Ульянова), далее следовал поворот налево, на Осыпную улицу (ныне – ул. Пискунова), затем, еще один поворот, теперь уже направо, на Большую Печерскую улицу, по которой конка добиралась до окраины тогдашнего Нижнего Новгорода. То есть маршрут соединял центральную площадь города и Печерский Вознесенский мужской монастырь. Услугами конки широко пользовались как богомольцы, так и подновенские овощеводы, доставлявшие свою продукцию на рынки.